Работа над правильным употреблением предлогов у дошкольников с ТНР
Современный ребёнок к 4, 5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
У большинства дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с трудом формируются пространственные представления. Дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, ошибаются в определении правой и левой сторон предмета, в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения, то есть в употреблении предлогов с падежными формами. Предлоги помогают достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. Дети с ТНР часто пропускают предлог или воспринимают его как часть слова.
У детей с ТНР чаще наблюдаются следующие нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций :
1. Пропуск или замена предлогов.
Дошкольники с ОНР пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через. Дети смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения. В речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.
2. Замена одной предложно-падежной конструкции другой (Самолёт летит под лесом.)
3. Неправильное употребление падежного окончания существительного (Мяч лежит под скамейка.)
4. Неправильное употребление предлога и падежного окончания (Яблоко упало из ветка.)
Коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.
Знакомство с предлогами проводится на материале словосочетаний и простых фраз.
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях : над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги ( например: НА, ПОД, обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
Работа над предлогами проводится поэтапно.
1. Сначала уточняем понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Например, даём детям “усеченное” задание:
- Положи клубнику на стол, а мяч под стул.
И спрашиваем:
- Понятно, как надо выполнить действия? Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?
Таким образом, учу детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлога.
3. Затем детям предлагаем задания на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на шкафу, на полу). Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т. д.).