Формирование элементарных математических понятий
с помощью дидактических игр.
Математика оказывает существенное влияние на умственное развитие детей. На практике – очень много детей имеет проблемы с овладением математическими знаниями, поэтому очень важно педагогам и родителям вызвать у ребенка интерес и желание изучать математику. Приобщения ребенка к математике под средством игры поможет ему быстрее и легче усвоить данный предмет, как в детском саду, так и школе.
Изучение математики помогает развить речь, воображение, память, также помогает ребенку развить настойчивость и творческий потенциал.
Основные задачи математического развития:
1. Развитие логико-математических представлений (геометрические фигуры, числа, закономерности, конкретные величины).
2. Развитие логических способов изучения математических свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, сериация, классификация)
3. Развитие предметно-действенных способов познания (группировка, разбиение, сопоставление, обследование, упорядочение)
4. Развитие речи
5. Развитие инициативности
6. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания (моделирование, экспериментирование, трансформация, воссоздание)
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей (находчивость, догадка, смекалка, сообразительность)
Так какова же роль игры в изучении математики?
Игра является ведущей деятельностью дошкольников и играет огромную роль для познания мира.
Игра:
1. Средство развитие способности преобразования
2. Средство формирование умственного плана действий
3. Средство развития способности к символизации
4. Средство развития произвольности поведения
5. Средство развития воображения и фантазии
6. Средство социализации (развития коммуникативных способностей)
Дидактические игры требуют от ребенка серьезного настроя, использования мыслительного потенциала, а также усидчивости и желания довести начатое дело до конца. Игры помогают легче воспринимать изучаемый материал, а так как это игра, то дети гораздо охотнее участвуют в познавательном процессе. Благодаря применению дидактических игр при изучении математики дети проявляют большую инициативу – задают больше вопросов, а также начинают давать полные ответы на вопросы педагога. Дети становятся более самостоятельными и стараются добиться цели.
Именно изучение математики с использованием дидактических игр развивает у детей наблюдательность, память, внимание, фантазию, также дети учатся размышлять, анализировать и преодолевать трудности.
Что же такое дидактические игры в целом? Дидактическая игра – это тоже игра, но с правилами, которые специально сделаны педагогами для обучения и воспитания. Они направлены на решение конкретных задач.
Д/и, как мы уже знаем, это многоплановое и сложное педагогическое явление и метод обучения детей дошкольного возраста, они позволяют детям в непосредственной форме и в живом общении накапливать и пополнять опыт, развивать глазомер, а также координацию глаз и рук, благотворно влияют на мелкую моторику.
Какие же бывают игры?
1. Игры на логическое мышление (игры на развитие логики и логических цепочек, закономерностей.)
2. Игры на ориентирование в пространстве (игры направленные на обучение ребенка ориентироваться в пространстве и собственном теле – слева, права, сзади, спереди и т.д.)
3. Игры с цифрами и числами (обучение детей счету в прямом и обратном порядке, образование чисел в пределах 10 – сравнение равных и неравных групп)
4. Игры с геометрическими фигурами (закрепление и изучение геометрических фигур)
5. Игры путешествие во времени (знакомство детей с днями недели, месяцами, частями суток)
Примеры дидактических игр: