Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
1-ой младшей группы (возраст 2-3 лет)
Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Поэтому так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Начальные представления о гигиене ребенок получает в семье. Развивая культурно-гигиенические навыки в ясельной группе, педагог формирует в представлении воспитанников основы здорового образа жизни. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В детский сад приходят очень разные дети. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Ребенка надо сразу приучать к активному участию в процессе еды. Желательно ребенка кормить за столом.
Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.
При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки в 1 младшей группе отрабатываются путем многократного повторения одной темы. Научили куклу Дашу, что нужно мыть руки, потом пусть научат Мишку. Можно пробовать парные формы обучения. Дети рассказывают и показывают друг другу, как мыть руки. Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!».
С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, игры с мозаикой или рисуя в альбоме.
Уважаемые родители, не забывайте, что детям необходимо прививать культуро-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Только при совместной деятельности воспитателей и родителей мы достигнем хороших результатов.