Воспитатель Первой квалификационной категории
Педагогический стаж - 15 лет Образование: высшее – Смольный институт российской академии образования
Повышение квалификации: - ООО "Центр образовательных услуг"Невский альянс", 2024г. «Реализация образовательной программы ДОО в логике ФОП и ФГОС дошкольного образования: теоретические и практические аспекты»
Развитие творческих способностей детей.
«В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.
Эти задатки как порох: чтоб их зажечь, необходима искра» В. А. Сухомлинский
Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности, в своей работе с детьми я использую нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Особую значимость данное направление моей работы приобрело в свете ФГОС дошкольного образования. Где в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе – это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, творчески мыслить. Вопросами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Е.Н. Лебедева, Н.П.Саккулина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия. Используя нетрадиционные техники изображения, я стимулирую творческий потенциал детей. Побудить детей к деятельности, заинтересовать каждого, активизировать их внимание мне помогает правильно поставленная мотивация. В моей работе она бывает разнообразной: в виде игровой формы, создания проблемной ситуации, но чаще всего и то и другое. Например: любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми —«Лиса идет по следам колобка, как мы можем спасти героя, чтобы лиса его не съела — запутать следы» и т. д. Я убедилась, что при правильно поставленной мотивации у детей возникают положительные эмоции. Я обратила внимание, что у детей всегда положительные эмоции от рисунков с использованием нетрадиционных техник и материалов не только своих, но и сверстников, так как каждый, проявляя свое творчество, сопровождает еще и рассказом. Детям очень нравится, когда им эмоционально объясняю способы действий и показываю приемы изображения. В соответствии с ФГОС мои занятия построены на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и имеют дифференцированный подход. В результате такого подхода ребенок с любым уровнем развития становится активным. Например, на занятии с использованием нетрадиционной техники монотипия по теме «Пейзаж» детям предлагаю на картоне нарисовать гуашью пейзаж, затем картон наложить на альбомный лист бумаги, используя различные приемы продавливания, убирать аккуратно картон. Способным детям задача усложняется и им предлагается нанести этот же картон повторно еще один-два раза. Остальным предлагаю изобразить пейзаж более легким способом — свернуть листок пополам, на одной стороне используя гуашь нарисовать пейзаж, чистой стороной листа свернуть аккуратно пополам и прогладить рукой, затем раскрыть лист. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник рисования ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление и речь. На таких занятиях я использую разнообразные методы и приёмы обучения. Считаю, что для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования, наиболее целесообразно использовать наблюдение за реальными объектами, вариативные образцы, частичный показ способов изображения, рассматривание разнообразных иллюстраций, упражнения и т. д. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Они любят быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому: пальчиковая живопись, штампинг, пластилинография, кляксография. В своей работе я использую метод сотворчества с детьми. Например, ставлю кляксу или изображаю силуэт, дети завершают работу. Работы получаются очень яркие и необычные. Мне нравится использовать взаимосвязь музыки и рисования. С их помощью обогащается не только сенсорный опыт ребёнка, но и создается у детей радостное настроение, появляется желание передать эти явления в рисунке. Главное, что у детей в такие моменты проявляются не только творческие способности, но и задатки режиссерской игры. Когда ребенок, нарисовав что-либо, придумывает целую историю, рассказывая её сверстникам, развивается речь. Таким образом, мои дети всесторонне развиваются, происходит становление личности, формирование творческих способностей. Жизнь их наполняется яркими воспоминаниями детства.
«Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому, так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям. Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры томатов и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами? Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней. Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок под благотворным влиянием родителей постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам. Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, о жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы. Особенно ребёнка тянет к животным. Он желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью. Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, понимать и видеть красоту и богатство природы. Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Все персональные данные, не являющиеся обязательным к размещению на сайте образовательной организации контентом, опубликованы по письменному согласию их обладателей |