В настоящее время вопрос о детской адаптации является актуальным.
Чтобы ребенок мог безболезненно переступить порог детского сада, необходимо подготовить его заранее, т. е. адаптировать к детскому саду.
Семейный совет состоялся, решение принято, документы оформлены – завтра малыш впервые отправляется в детский сад. Мама позвала его к ограде детского садика. «Смотри, сколько здесь интересного, какие детки, качели, горки, игрушки. Пойдешь в детский сад?» «Пойду» - отвечает ребенок. На следующее утро охотно идет. Малыш с интересом разглядывает игрушки, шкафчики, книги, картинки. Но стоит маме, попрощавшись с ним, повернуться спиной, раздается плач. На следующее утро малыш уже не желает ни одеваться, ни выходить на улицу и при одном упоминании о детском саде заливается слезам. Мама в недоумении: почему он так ведет себя. Но для малыша одно дело прийти в любое место с мамой, и совсем другое – оказаться здесь одному. Здесь дело не только в отлучении от мамы.
Первая в жизни разлука с родителями, новое окружение вызывают нервно-эмоциональный стресс, на фоне которого усиливается воздействие любых неблагоприятных факторов. И прежде всего охлаждение, переутомление, недосыпание. Вот почему дети много болеют в период адаптации.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
• Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем он нужен, зачем туда ходят дети, почему мама хочет туда повести его (там интересно, там дети гуляют, играют, лепят, рисуют, поют, а маме надо заняться делами семьи). С гордостью расскажите малышу в его присутствии, что он уже подрос и пойдет в детский сад. Проходя мимо детского сада, радостно напомните ему, как ему повезло – он идет в детский сад. Спланируйте прогулки на территорию детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть с другими детьми и воспитателем. Наблюдайте за игрой детей на детской площадке, как родители забирают малышей домой.
• Читайте стихи и истории о детском саде, покажите картинки, поиграйте в игру «Детский сад».
• Познакомьтесь с воспитателями и помощниками группы заранее, расскажите о роли воспитателя.
• В подготовке малыша в детский сад не маловажное значение имеет режим дня. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в детском саду, и максимально сблизьте режим дня в семье с режимом в детском саду. Перестраивать ребенка к новому режиму нужно постепенно. Урегулируйте режим обязательно до того, как ребенок пойдет в детский сад.
• Ребенок должен обладать определенными навыками самообслуживания: пользоваться горшком, одеваться, умываться, вытираться, есть. Если таких навыков нет, то на малыша в первый же день обрушиваются неприятности. Дети кушают сами, а он привык, чтобы его кормили с ложки. Воспитательнице трудно, естественно, провести весь обед рядом с ним. Она должна проследить и за другими детьми. Очень важны навыки аккуратной еды, и, прежде всего, владение ложкой, умение сидеть за столом. Мамы не редко кормят детей, держа их на руках. От этого надо отказаться, усадив его на детский стульчик или низенький столик.
• В спальне – та же история. Дети уже разделись, а он стоит, ждет, когда его разденут. Учить малыша одеваться и раздеваться начинайте еще до года («подними ручку, дай ножку»). После года ребенок способен уже сам снимать с себя носки, шапку, колготки, трусики. После двух лет он может и одеваться, если после раздевания одежда правильно уложена, вывернута на лицевую сторону. Но полностью ребенок способен раздеться и одеться к трем годам.
• К году – полутора ребенок уже способен контролировать функцию кишечника, позднее у него появляется, и способность регулярно контролировать позывы к мочеиспусканию. Поэтому ребенок уже должен проситься на горшок.
• Родители должны обязательно учить ребенка общаться со сверстниками, чаще ходите в гости, приглашайте к себе других детей, гуляйте на детских площадках, где много других детей. Посещайте с ними парки, праздники, дни рождения. Учите обмениваться игрушками, соблюдать очередь в играх. Как можно чаще что-то делайте совместно с малышом: играйте, убирайте игрушки, гуляйте, лепит. Так ребенок намного быстрее приобретет опыт совместного действия. Хорошо эти действия совершать втроем, вчетвером. Поэтому обратите внимание на развитие речи своего малыша. Может ли он хотя бы в самой краткой форме отвечать на вопросы, обращается ли сам к взрослым с вопросами, просьбами («Позови бабушку, скажи: «Бабушка, мама зовет»». «Позови Олю играть, скажи: «Оля, давай играть вместе»». «Пойди, спроси у тети, как зовут ее собачку, скажи: «Как зовут собачку?», - побуждает Катю бабушка).
Так постепенно воспитывается общительность. Развитию речи и мышления способствуют игры, основанные на вопросах и ответах. Постройте вместе с ребенком дом из игрового набора и поселите туда игрушечных зверей. Взрослый помогает ребенку спросить: «Кто в домике живет?» и, показывая один за другим обитателей домика, побуждает ответить: «Мишка в домике живет» и т. д. В такой игре могут участвовать несколько детей. Желательно во время прогулок устраивать коллективные игры малышей с мячом, в «кошки-мышки…» Все это поможет ребенку в детском коллективе вступить в общение с воспитателем и детьми.
Наша с Вами задача – совместными усилиями помочь малышам освоиться в самом начале новой для них дороги.