Учитель-логопед
Высшей квалификационной категории
Педагогический стаж - 26 лет
Образование: высшее
Повышение квалификации:
ООО "Центр образовательных услуг "Невский альянс", 2022 "Обновление и разнообразие профессиональной деятельности педагогов в контексте профстандартов и ФГОС дошкольного образования"
«Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые мы используем в речевой работе с детьми.
В большинстве случаев дети дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
• Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения
• Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
• Дошкольники с ТНР с трудом могут самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
• Дошкольникам с ТНР нелегко строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
u развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
u Развитие связной речи;
u развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
• Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов;
• Заучивание и проговаривание чистоговорок, скороговорок;
• При проведении артикуляционной гимнастики
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
u Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
u Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
u Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.